Паганини (Nicolo Paganini) — один из замечательнейших скрипачей (1784—1840), генуэзец. Уже шести лет Паганини играл на скрипке, а девяти лет выступил в концерте в Генуе с огромным успехом. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме Паганини, никто не мог их исполнять. В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, Паганини, предоставленный себе, вел жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путем повредить успеху Паганини Слава Паганини еще более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини Хотя цифра гонорара в начале этого столетия далеко уступала нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько млн. франк. Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и сам Паганини, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путем печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое cyeверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение. Замечательный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой Паганини исполнял труднейшие пассажи и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых Паганини Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне еще угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли: "L'Arte di nuova modulazione" навел Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных, быстрое чередование пиччикато с аrсо, удивительное искусное и разнообразное применение staccato, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвертой) целых пьес — все это приводило в удивление публику, знакомившуюся с неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был в высшей степени индивидуальный виртуоз, основавший всю свою игру на эффектах технических, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивария, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл. О Паганини много написано. Наиболее выдающиеся биографии: Schottky, "Paganini's Leben un d Treiben als Kü nstler und als Mensch" (Прага, 1830); Georges Harry, "Paganini in seinem Reisewagen und Zimmer, in seinen redseligen Stunden in geselschaftlichen Zirkeln und seinen Concerten" (Брауншвейг, 1830); Imbert de la Phal éque, "Notice sur le célèbre violoniste Nicolas Paganini" (Паганини); Anders, "Paganini, sa vie, sa personne et quelques mots sur son secret" (Паганини, 1831); Bennati, "Notice phisiologique sur le c élè bre violoniste P." (1831); Giancarlo Conestabile, "Vita di Nicolo Paganini da Genova" (Перуджия, 1851); "Biographical notice of Nicolo Paganini" (Л, 1852); F é tis, "Biographic universell des musiciens" (Паганини, 1864). Книжка Андерса переведена на русский язык под заглавием: "Н. Паганини, его жизнь etc." (СПб., 1831). Паганини написал для скрипки концерты, сонаты для скрипки-гитары, над которой в дни молодости Паганини усердно работал, 3 квартета для скрипки, альта, гитары и виолончели, варияции, этюды и пр.
Н. С.