Рама, в Библии (евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине; из них наиболее известны: 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по дороге к Сихему, недалеко от гибы Вениаминовой, родины Саула (Суд. XIX, 13; Исаии X, 29; ср. 1 Цар. X, 26; 3 Цар. XV, 17. 22). Из 3 Цар. XV, 17, 22 и 2 Парал. XVI, 1, 5—6, можно заключать, что город этот лежал близ границы колена Ефремова. Между этой Рама и Вефилем пророчица Девора под пальмой на горе Ефремовой судила Израиля (Суд. IV, 4—5). Эту же Рама, как пограничный город, Вааса, царь израильский, хотел укрепить против царства иудейского, но не был допущен к тому Асою, царем иудейским (3 Цар. XV, 77—22; 2 Парал. XVI, 1—6). О Рама упоминают также Исаия (X, 29) и Осия (V, 8). Здесь пророк Иеремия получил свободу от заключения и плена, тогда как прочие иудеи собраны были Навузарданом, полководцем Навуходоносора, для отвода в Вавилон (Иерем. XL, 1). Изображая это событие, пророк писал: "Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о сынах своих и не хочет принимать утешения, потому что их нет" (Иерем. XXXI, 15). В Рама жили иудеи и по возвращении из плена (I Ездры II, 26; Неем. VII, 30; ХI, 33). Ныне на месте Рама лежит Эр-Рам — бедное селение, с развалинами, между Гаваоном и Гевой. 2) Город нагорной страны колена Ефремова, на границе с коленом Вениаминовым. Это — та Рама, в которой родился, имел пребывание и был погребен пророк Самуил. Иначе город этот называется Рамафа и Рамафаим, т. е. двоякое возвышение или две высоты, также Рамафаим Цофим, или Армафем, может быть, для отличия от Рама Вениаминовой. В Рама Самуил имел школу пророческую (1 Цар. XIX, 18—19; XX, 1); сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула; а также и сам Саул, преследуя Давида (XIX, 18—24). В Рама Саул первоначально и помазан был Самуилом (ib. X, 1). Местоположение этой Рама с точностью не известно. Ее обыкновенно отождествляют с Аримафеей, отечеством Иосифа Аримафейского (см.), и полагают к СЗ от Иерусалима, недалеко от Лиды. См прот. II. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен (т. III, СПб., 863).