Розенгейм, Михаил Павлович — поэт (1820—1887). Учился в1-м кадетском корпусе; прослужил около 20 лет в конной артиллерии. В 1866 г. поступил в военно-юридическую академию и по окончании курса был назначен судьей спб. военно-окружного суда. Умер в чине генерал-майора. Писать Розенгейм начал еще в корпусе; уже в 1837 г. несколько его стихотворений было напечатано Полевым в "Сыне Отечества". Будучи человеком очень скромным, Розенгейм не придавал значения своим писаниям и не посылал их в редакции; только во второй половине 50-х годов стихи его начинают появляться довольно часто в "Отечественных Записках", "Русском Вестнике" и др. изд. В 1858 г. вышло первое собрание стихотворений Розенгейм, доставившее ему литературную известность, хотя в этой известности было гораздо больше терний, чем роз. С конца 1859 г. он писал юмористические фельетоны в "Отечественных Записках" ("Заметки праздношатающегося") и в "СПб. Ведомостях"; в 1860 г. был редактором "Журнала Коннозаводства и Охоты", в 1863—1865 гг. издавал сатирическую газету "Заноза" (см.), имевшую большой успех и до 5 тыс. подписчиков, но павшую в борьбе с цензурными препятствиями. В 1864 г. стихотворения Розенгейм вышли вторым изданием, в 1883 г. — третьим; посмертное 4-ое издание вышло в 1889 г. (с биографическим очерком). В последние 20 лет жизни Розенгейм только изредка выступал со стихами, но довольно деятельно работал как публицист в "Голосе" 60-х годов, в "Русской Речи" конца 70-х гг. (вел "внутреннее обозрение") и др. В 1878 издал монографию, основанную на архивных данных: "Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого". Литературная память о Розенгейм главным образом держится на рецензии, которую посвятил 1-му изданию его стихотворений Добролюбов. Для критика "Современника" Розенгейм был ярким олицетворением той дешевой "смелости" и "прогрессивности", которая обуяла после крымской кампании даже людей, по существу ничего общего с действительно серьезными общественными стремлениями не имевшими. Добролюбов смеялся над "гражданским" пафосом, с которым Розенгейм ставил "смелые" тезисы вроде следующих: не надо брать взяток, надо говорить всегда правду, служить "честно" и т. д. И действительно, когда кончилась мода на прогрессивность, Розенгейм всецело перешел в лагерь банального патриотизма. Столь же неодобрительно, как и Добролюбов, отнеслись к Розенгейм и критики-эстетики, например Дружинин. Главный недостаток Розенгейм — крайняя неровность и невыдержанность, временами даже неряшливость фактуры, расплывчатость и отсутствие какой бы то ни было определенной мысли и настроения; иногда трудно распознать, против кого и против чего воюет этот неудачный представитель "обличительной" и "гражданской" поэзии. Чисто художественных достоинств — образности, меткости, колоритности — у Розенгейм совсем нет.
С. В.