Церковные ладыЭнциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Церковные лады — Церковные лады лады, позаимствованные у древних греков — те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Церковные лады лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы до мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (нагляднее говоря — белых клавиш на фортепианной клавиатуре) и имеет свою особую начальную и финальную ступень — тонику и особый порядок, в котором чередуются тоны и полутоны в каждой гамме. Первые Церковные лады лады введены св. Амвросием Миланским (IV в.). Их было четыре: от ré до ré, от mi до mi, от fa до fa, от sol до sol. Они назывались по-гречески первым, вторым, третьим, четвертым ладом. Каждый лад делился на два раздельных тетрахорда (см. Тетрахорд). Папа Григорий Великий (VI в.) к четырем амвросианским ладам, называемым автентическими, подлинными или коренными, прибавил еще четыре плагальных, или производных, лада, отстоявших от первых на чистую кварту вниз. Плагальные лады произошли из автентических путем перенесения верхних тетрахордов последних на октаву вниз. При Григории Великом греческие названия нот были заменены латинскими буквами. Главной нотой плагального или производного лада была не его тоника, а тоника его коренного лада, которою плагальный лад и должен был оканчиваться. Напр., первый плагальный лад от А до а должен был оканчиваться финальною нотою своего коренного лада (d — đ), т. е. тоникою d. Тождественные по звуку лады: первый автентический (d — đ) и четвертый плагальный (d — đ) отличались друг от друга тем, что у первого была финальной нотой (тоникой) đ, a y четвертого плагального нота g (по коренному ладу g — ġ). Эти восемь ладов схожи с нашими гласами (см. Глас). При теоретике Глареане (XVI в.) произошла перемена в системе Церковные лады ладов, и они получили греческие названия. Эти церковные лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы do мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (белые клавиши на фортепиано). Таких ладов шесть: ионийский (начиная от do), дорийский (от re), фригийский (от mi), лидийский (от fа), миксолидийский (от sol), эолийский (от la). Каждый из этих ладов имеет свою особую начальную ступень (тонику) и особый порядок, в котором чередуются тоны и полутоны. Каждая церковная гамма делится на два раздельных тетрахорда. Первый тетрахорд начинается тоникой, второй — доминантой. Все эти лады заключаются в строе до мажор, но так как ионийская гамма есть ни что иное, как наша современная гамма до мажор, которая, транспонируясь, может начинаться с каждой ступени хроматической гаммы, то и каждый Церковные лады лад может быть транспонирован. Характерную черту каждого Церковные лады лада составляют не только чередующиеся в известном порядке тоны и полутоны, но и мелодические каденции. Каждый Церковные лады лад имеет две каденции. При восходящем направлении гамма каденция состоит из седьмой и восьмой ступеней, при нисходящем — из второй и первой. Все Церковные лады гаммы в нисходящем направлении имеют каденции без хроматического изменения предпоследней ступени, т. е. самостоятельные; в восходящем направлении они чаще имеют каденции несамостоятельные, т. е. со знаком повышения на седьмой ступени для получении вводного тона, отстоящего от восьмой ступени на диатонический полутон. Только ионийская и фригийская гаммы имеют в восходящем направлении мелодическую каденцию самостоятельную. Так как мелодия, написанная в каком-либо из Церковные лады ладов, не может заключать в себе хода на хроматический полутон, на увеличенный или уменьшенный интервал, на септимы большую или малую и на большую сексту (см. Контрапункт), то, кроме вышеупомянутых хроматических изменений в каденциях, допускаются в некоторых ладах изменения и других ступеней, для избежания хода мелодии на интервалы, запрещенные в строгом контрапункте; напр., в дорийском ладу может быть понижена шестая ступень для избежания запрещенного хода на большую сексту. В лидийском ладу допускается понижение четвертой ступени для избежания хода мелодии на чрезмерную кварту. В эолийском ладу в восходящей мелодии, в которой после шестой ступени берется седьмая повышенная, допускается повышение шестой ступени, во избежание хода на чрезмерную секунду. Кроме вышеупомянутых шести Церковные лады ладов, называемых автентическими, коренными или подлинными, есть еще плагиальные (плагальные, производные) лады, тоники которых отстоят на чистую кварту вниз от тоник автентических ладов. Производные лады носят названия своих коренных, но только с прибавлением слова гипо. Тоника коренного лада считается главною ступенью его производного, почему мелодия, начинающаяся с тоники производного лада, должна оканчиваться тоникой его коренного лада и иметь финальную каденцию коренного лада, каденции же производного лада (седьмая — восьмая, вторая — первая ступень) считаются второстепенными. Из соседнего примера видно, что многие коренные лады похожи на производные (но только не на свои) и отличаются финальными каденциями; напр., из схожих, по-видимому, ладов ионийского и гиполидийского первый имеет каденцию si — do, а второй mi — fa (по происхождению от коренного лидийского лада). Дорийский лад имеет финальную каденцию do — ré, a схожий с ним гипомиксолидийский каденцию fa — sol. Фригийский имеет ré — mi, a гипоэолийский sol — la. Миксолидийский — fa — sol, а гипоионийский — si — do. Эолийский — sol — la, а гиподорийский — do — re. На ступенях гаммы каждого Церковные лады лада строятся из нот этого лада трезвучия, которые и составляют гармонии Церковные лады ладов. Из этих трезвучий для гармонизация мелодий в Церковные лады ладах применяются необращенные консонирующие трезвучия мажорные и минорные, те же трезвучия в первом обращении и уменьшенное трезвучие только в первом обращении. Гармонизация мелодических каденций и тетрахордов, ведущих к главной ступени лада, служит для точного его определения. В этой гармонизации мелодических каденций и тетрахордов применяются преимущественно трезвучия главных ступеней лада. В коренном ладе мелодическая каденция, гармонизованная трезвучиями пятой и первой ступеней или секст-аккордом седьмой и трезвучием первой, называется полной каденцией. В производном ладе мелодическая каденция, гармонизованная трезвучиями четвертой и первой ступеней его коренного лада, называется церковной или плагальной каденцией. Будучи гармонизована трезвучиями четвертой и пятой ступеней, она называется половинной (фригийская в миноре). Обе эти каденции считаются второстепенными и применяются как в производном ладу, так и в его коренном. В современных нам строях dо мажор (ионийский лад) и la минор (эолийский лад) принято называть каденцию, состоящую из трезвучий четвертой и первой ступеней, церковною, а из четвертой и пятой ступеней — фригийскою. Существует еще гармонизация тетрахордов церковных гамм, верхнего или нижнего, восходящего или нисходящего. Такого рода прием можно уподобить современной распространенной каденции (см. Каденция). Н. Соловьев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|